В следующем выпуске
Номера за 2014 год
Архив
Авторизация
Баннеры
Технический эффект09.07.2016В скрипичной методике существует целая область, связанная с изучением техники переходов по позициям. Совершенствованию позиционных смен Михаил Израилевич уделял много внимания. Студенту давались подробные разъяснения относительно типов переходов, показывались способы их выполнения, демонстрировались специальные упражнения, способствовавшие образованию соответствующих умений. Отработка навыков предполагала терпеливое постижение целого комплекса игровых ощущений. Для того чтобы сразу пробудить в ученике стремление к связному соединению позиций, в качестве исходного приема использовались переходы одним пальцем. За плавный характер и певучесть они получили название «вокализов»: «Вокализы», как правило, рекомендовалось играть тут при глубоком держании шейки скрипки и обязательно мягкой кистью, которая в момент нахождения в нижней части грифа имела незначительный прогиб внутрь. Движения совершались спокойно, скольжение пальца по струне происходило без заторов, гладко и равномерно. Не допускалось применение «твердой» кисти (тем более выгнутой), ибо это сводит на нет полезный эффект упражнения. Ключевым моментом в технике «вокализов» было безукоризненное прохождение критической точки - участка грифа (примерно между IV и V позициями), где ведущие функции предплечья подменяются кистевыми движениями: Главная трудность здесь состояла в том, чтобы в момент выхода руки в верхние позиции ладонь плавно «обошла» корпус инструмента, а большой палец без помех опустился под основание шейки скрипки. По мере укрепления навыка описанные упражнения игрались с вибрацией и участием той доли выразительности, которая уместна в занятиях подобного рода. Иногда ученику предлагалось (в виде шутки) исполнить одним пальцем тему из второй части Концерта Мендельсона.
|