В следующем выпуске
Номера за 2014 год
Архив
Авторизация
Баннеры
Доминирующие мотивации в профессиональной деятельности преподавателя04.04.2016Потребность, согласно теории функциональных систем, выражается в доминирующей мотивации, которая наряду с другими компонентами афферентного синтеза формирует цель деятельности и средства ее достижения. Доминирующая мотивация подчиняется закономерностям доминанты, изученной А.А. Ухтомским. Одной из этих закономерностей является «захватывание» доминантой «посторонних» возбуждений, не имеющих к ней прямого отношения. Доминанта может существовать длительно, в течение определенного отрезка времени, зависящего от силы доминанты, формирующей ее мотивации, ее натренированности и других причин. Во время своего существования доминанта захватывает и поглощает деятельность мозга. Может происходить как бы отрыв одной какой-то частичной текущей мотивации. Одним из видов такого отрыва в психической жизни человека является наблюдающаяся при некоторых нарушениях нормальной деятельности мозга диссоциация сознания, приводящая в крайних случаях к выраженному расщеплению личности — появлению второго «Я», не связанного с первым, основным при нормальном состоянии психической сферы. Как было показано А.А. Ухтомским и его учениками, проявление доминанты обусловлено временными границами и уровнями возбуждений, определяемыми специфическими факторами нервных механизмов. Существование доминанты в мотивационных состояниях некоторых людей далеко не всегда ими осознается. Каждый сталкивался с людьми сверхубежденными в некоторой идее. Если такого человека пытаешься разубедить и приводишь аргументы, которые в нормальном состоянии могли бы заставить человека задуматься над его предвзятым мнением, то человек в доминантном состоянии даже самые доказательные контраргументы с легкостью обращает в их противоположность, в пользу его предвзятой идеи. Часто убеждение такого человека в своей правоте в споре только укрепляется, несмотря ни на какие аргументы. Подкреплению доминанты способствует эмоция, возникающая у такого человека в споре или дискуссии. Как и многие свойства нашей психики, обусловленные самим устройством мозга, доминанта может иметь и положительные, и отрицательные последствия для человека. Наибольшее значение в жизни имеют мотивационные и эмоциональные доминанты, которые часто захватывают психику целиком и могут быть длительными. Продолжительная доминанта отрицательного эмоционального состояния может иметь тяжелые последствия для человека. Занимаясь профессионально спортом, не стоит забывать о приеме витаминов, приобрести которые можно по ссылке. Они усилят выносливость организма, помогут быстро набрать мышечную массу и убрать жировые отложения.
|